1 Вырастут ли тарифы ЖКХ из-за новых правил взыскания долгов?

Вырастут ли тарифы ЖКХ из-за новых правил взыскания долгов?

23.12.2019

Новый закон о возврате просроченной задолженности для физлиц может вступить в силу уже в 2021 г.Нововведения планируют применять ко всем организациям, которые занимаются возвратом просрочки, – банкам, управляющим компаниям ЖКХ, РСО, операторам связи, ломбардам и прочим организациям.

Сами работники банковской сферы и компаний ЖКХ высказались категорически против применения к ним положений разрабатываемого закона и контроля со стороны Федеральной службы судебных приставов (ФССП). По их мнению, нельзя распространять нормы, действующие для профессиональных коллекторов, на другие организации, для которых работа по возвращению просрочек не является основной. Это может привести к увеличению регуляторной нагрузки, создаст дополнительные расходы, в результате чего подорожают услуги для населения, в частности – тарифы на ЖКУ. Такие заявления прозвучали на состоявшемся на прошлой неделе заседании рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере коллекторской деятельности. Для таких организаций уже существуют различные отраслевые требования, – считают эксперты.

Тем не менее правозащитники выступают за установление единых правил для всех участников рынка досудебного взыскания: «пока такой процесс для участников рынка ЖКХ и банковского сектора никакими нормами не регламентирован», – указывает руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева. Однако, и по её мнению, есть риск, что ФССП может не справиться с администрированием реестра и надзором после включения тысяч существующих ТСЖ, УК, РСО и банков.

По словам эксперта ТСЖ фонда «Жилищная солидарность» и ведущего эксперта по жилищному праву Виктора Федорука, изменение процедуры по взысканию долгов не должно повлиять на рост тарифов. «Задача структур, которые хотят привлечь к взысканию задолженности, — получить деньги. А у тарифов есть своя методика определения размера. Это те затраты, которые идут на производство услуги и поставку ее до потребителя, так что дополнительные расходы взыскателей непосредственно на тариф не повлияют, но могут отразиться на стоимости содержании дома. Цель УК – как можно быстрее получить деньги, которые она честно отработала. УК оказала качественные услуги по содержанию дома и текущему ремонту, вовремя заплатила налоги и зарплаты, и здесь мы имеем не тариф, а стоимость содержания дома. Поэтому в этой части в связи с увеличением расходов по взысканию задолженности стоимость содержания может вырасти, но при условии, если в законопроекте будет сказано, что издержки по взысканию долгов ложатся на взыскателя. Тогда УК перенесёт эти издержки на услугу по содержанию дома», – говорит Федорук.

Банки и УК, которые могут получить право взыскивать долги, также могут переложить свои расходы непосредственно на должника. «Согласно Гражданскому процессуальному кодексу все судебные издержки понесёт должник, на стадии исполнения решения суда он должен возместить их банку или УК. Так, к примеру, стоимость привлечения юриста будет оплачивать должник. Это было бы преступлением закладывать такие расходы в тарифы», – считает эксперт.

Список разногласий по законопроекту планируется составить до конца года, после чего он будет направлен в Правительство РФ.

Источник: